Одна из значимых причин, по которой немецкие политики испытывают потребность демонстрировать особую толерантность по отношению к курильщикам, - бремя прошлого. Ведь когда-то Германия уже была мировым лидером в деле защиты некурящих от сигаретного дыма. Адольф Гитлер не ел мясо, не употреблял алкоголь и не курил.
По мнению национал-социалистов, сигареты представляли опасность для здоровья нации, для боевого духа, плодовитости и чистоты немцев. Они совершенно осознанно форсировали исследования опасностей, связанных с табаком, и, как свидетельствует историк из Принстона Роберт Проктор, это были исследования «мирового класса».
Ректор Университета им. Фридриха Шиллера в Йене Карл Астель был антисемитом, эсэсовцем, апологетом «расовой чистоты» и ожесточенным борцом с курением. Воздержание от никотина Астель считал «обязанностью национал-социалиста».
В 1941 году он основал и возглавил Научный институт по исследованию вреда табака, первое подобное учреждение во всем мире. Сам Гитлер пожертвовал 100 тыс. рейхсмарок на его открытие. В своей телеграмме он пожелал ученым всего наилучшего «в их работе по освобождению человечества от одного из самых опасных ядов». Астель, на котором лежит доля вины за истребление инвалидов, депортацию и массовую стерилизацию людей, покончил с собой в 1945 году, незадолго до самоубийства самого Гитлера.
Первое исследование, выявившее глубинную взаимосвязь между курением и раком легких, было проведено в институте Астеля. Оно было опубликовано в журнале по онкологии в 1943 году. Его результаты актуальны и сейчас: риск рака легких среди курящих в 16 раз выше, чем среди некурящих. Кроме того, медики Третьего рейха первыми установили, что никотин вызывает наркотическую зависимость, и констатировали, что сигаретный дым крайне негативно воздействует на сердце.
Врач из Дрездена Фриц Ликинт еще в конце 20-х годов изучал угрозы для здоровья, которые таит в себе курение. Он не был национал-социалистом, поэтому не мог при Гитлере продолжать исследования на какой-нибудь видной должности, однако своих изысканий не прекратил. В 1936 году он ввел термин «пассивное курение», считал его крайне опасным и рекомендовал полностью отказаться от потребления никотина. Табачная промышленность отражала эти упреки так же, как она делает это и сегодня: мол, результаты исследований «ненаучны», эта критика сродни «фанатизму».
Однако нацистам удалось шаг за шагом ввести элементы защиты некурящих от табачного дыма. В 1938 году курение было запрещено во многих учреждениях, на почте, в больницах и в люфтваффе, а годом позже - и в помещениях Национал-социалистской рабочей партии Германии. Генрих Гиммлер запретил офицерам СС курить в форме. Вырос налог на табак. Политика национал-социалистов в отношении курения до сих пор сидит у немцев в коллективной памяти. Если Гитлер мечтал о некурящей нации, не является ли потребление никотина проявлением антифашизма?
Марко ЭВЕРС, «Der Spiegel», 2006